«В жанре «высокой комедии»: виртуальная тематическая полка к 400-летию Ж. Б. Мольера

«Но не подлежит сомнению, государь, что если Тартюфы восторжествуют, то мне нечего и думать сочинять комедии впредь…»

                                                                                                                                                           Жан-Батист Мольер

15 января 2022 года классику французской литературы 17 века, драматургу, создателю классической комедии Жану-Батисту Мольеру исполняется 400 лет со дня рождения.

Жан Поклен, а это его настоящее имя, родился в семье королевского обойщика. Семья была буржуазная, достаточно состоятельная. Об искусстве она имела слабое представление. Преуспевающий отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Семнадцатый век в истории Франции называют Великим веком. Именно тогда начинается отсчет национального самосознания французов.  Юноше решено дать образование. Жан Батист обучается в юридическом колледже. Отсюда все и началось: философия, поэзия, античные авторы, в том числе и драматурги. Молодой человек становится не обойщиком, а актером, затем дорастает до драматурга и постановщика. Не  добившись успеха в столице, пробует себя в провинции. Играет в бродячей труппе, набирается опыта, держит экзамен перед королевским двором и получает возможность играть на столичной сцене.

Булгаков, Михаил.Жизнь господина де Мольера [Электронный ресурс] : роман / М. Булгаков ; читает Н. Козий. - М. : ИПТК"Логосвос", 2016. - 1 ф.к.(SD 4Gb)(08 ч. 47 мин.)

В романе, написанном в 1933 году и не публиковавшемся при жизни автора, мы увидим не только жизнь  французского комедиографа, но и реальную, а не политизированную эпоху короля Людовика XIV. Михаил Булгаков в романе пытался срифмовать свою драматичную судьбу с непониманием и гонениями, с которыми сталкивался Жан-Батист.

«Комедии Мольера - сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость»,- писал Виссарион Григорьевич Белинский. Это и была цель комедиографа Жана-Батиста Мольера - «бичевать пороки моего века, выставлять их в смешном виде». И сегодня человечество не свободно от упомянутых пороков, которые, высмеивая, бичует Мольер.

Мольер, Жан-Батист.Комедии [Электронный ресурс] / Ж. Мольер ; читает Р. Киселев. - М. : РАО Говорящая книга, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM)(12 ч. 00 мин. )

Мольер характеризовал всех своих отрицательных персонажей как людей без чувства меры и здравого смысла - пороки, характерные для различных эпох. В состав диска вошли следующие произведения: "Урок женам", "Дон Жуан, или Каменный гость", "Мещанин во дворянстве" и др.

Комедии многие считают лёгким незамысловатым жанром, но на самом деле рассмешить человека гораздо сложнее, чем заставить его плакать. Мольер вернул комедии, докатившейся до площадной потехи, прежний лоск античного театра без утраты смехотворности на грани фарса.

Мольер, Жан-Батист.Мещанин во дворянстве : комедия-балет в пяти действиях / Ж.-Б. Мольер. - М. : ИПТК"Логосвос", 2019. - 167 с. ; 21 см. - (Круг чтения.Издание для слабовидящих)

Комедия-балет в пяти действиях Мольера и Жана-Батиста Люлли, написана в 1670 году. Впервые представлена 14 октября 1670 года в замке Шамбор в присутствии короля Людовика XIV. 28 ноября спектакль с участием Мольера в роли Журдена состоялся в театре Пале-Рояль.

Сиюминутность любого спектакля, остроты, шутки, комической сценки оказалось возможным закрепить в истории искусств с помощью виртуозной литературы. От полного исчезновения их спас взмах пера мастера пьесы.

Мольер, Жан-Батист.Тартюф, или Обманщик [Звукозапись] : пьеса : пер. с фр. / Ж.-Б. Мольер.  ; читает Е. Терновский. - М. : ИПТК "Логосвос", 1998. - 1 мфк. (02 ч. 21 мин. 11 сек.)

Важная закономерность: чем лучше была новая комедия Мольера, тем более грандиозный скандал она вызывала при дворе Людовика ХIV. Узнавая себя, Тартюфы и Журдены запрещали, изгоняли с подмостков свои изображения и требовали расправы над автором. Что ж, в этих проявлениях герои Мольера тоже совершенно не устарели. Но по-прежнему актуален и отзыв современника Мольера об одной из его обруганных пьес: "Все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть".

Многие русские прозаики считали Мольера первым оппозиционером своего времени. В России его последователями были такие известные личности, как Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин и Грибоедов. В общей сложности французским комедиантом было написано около 40 произведений, некоторые из которых были безвозвратно утеряны, но большинство из них вошли в наследие мировой классики и по сей день инсценируются на театральных подмостках.

Мольер, Жан-Батист.Мизантроп [Электронный ресурс] // Спектакли московских театров конца 80-х гг. : в 2 ч. Ч. 2 - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Спектакль Московского театра драмы и комедии на Таганке по одноимённой пьесе французского комедиографа Жана Батиста Мольера в постановке Анатолия Эфроса. Премьера спектакля состоялась на сцене театра 15 июля 1986 года.

Драматург отдал себя всего без остатка  своим комедиям - вот и разгадка его гения. Жить ради творчества, забыв об удовольствиях. Строгий Лев Толстой, не признававший Шекспира, сделал для Мольера исключение, назвав его «едва ли не самым всенародным и потому прекрасным художником нового искусства», призывающего не бояться говорить правду, даже если она не всем удобна.

Создание сайта Ру-Медиа

Настройки отображения

A A A A A