«И вся земля была его наследством»: виртуальная тематическая полка к 135-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака.
«Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил»
Анна Ахматова
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 года в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. Кроме старшего, Бориса, в семье было еще трое детей - брат и две сестры. Детство было обычным: спокойный характер, хорошие домашние учителя, хорошая гимназия, веселые новогодние вечера, подмосковная дача, музыка Скрябина. Семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин, Лев Толстой. Пастернак писал: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». Борис увлекался живописью, играл на фортепьяно. Детство стало как бы охранной грамотой его жизни.
Пастернак, Борис.
Охранная грамота. Повести [Электронный ресурс] / Б. Пастернак ; читает И. Прудовский. - М. : Студия АРДИС, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM)(08 ч. 37 мин.)
Все его произведения словно освещены воспоминаниями о детских радостях - рождественских елках, золотых шарах, имбирных пряниках - и о неподдельных детских горестях и драмах. Вот квинтэссенция этой высокой прозы, строки из финала "Охранной грамоты": "Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить... Любить самоотверженно и беззаветно, с силой, равной квадрату дистанции, - дело наших сердец, пока мы дети".
1910 год во многом решил его судьбу. Юноша вошел в него растерянным и не знал к чему себя приложить. Поначалу думал о карьере музыканта, юрист из него тоже не получился. Пастернак уехал в Германию продолжить философское образование в Марбурге, затем путешествовал по Италии - созерцал шедевры живописи и скульптуры и писал стихи. После возвращения на родину он принял окончательное решение - судьба его отныне будет связана только с поэзией и литературным творчеством. Первой публикацией стало появление пяти его стихотворений в альманахе «Лирика» за 1913 год. Летом вышла первая книга его стихов «Близнец в тучах», вторая книга была издана через три года - сборник «Поверх барьеров».
Пастернак, Борис.
Стихотворения и поэмы [Шрифт Брайля] / Б. Л. Пастернак. - М. : Просвещение, 1991. - 7 кн.
В книгу вошли стихотворения разных периодов творчества Б.Л. Пастернака.
С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Композитор Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака. Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака сливается с миром природы и души человеческой».
В 1917 году Пастернак выпустил книгу «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшую его в число крупных поэтов. Эту книгу Борис Леонидович считал своим настоящим поэтическим рождением.
Борис Пастернак жил и творил в одно время с Александром Блоком, Андреем Белым, Анной Ахматовой, Сергеем Есениным. Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой. Со многими из них поэт имел глубокие внутренние связи. Среди эпистолярного наследия Пастернака одна из самых монументальных переписок — это переписка с его двоюродной сестрой Ольгой Михайловной Фрейденберг. Особое значение переписке с Фрейденберг придает ее временная протяженность—от 1910-го года до 1950-х годов.
Борис Пастернак - Ольга Фейденберг[Электронный ресурс] : Письма и воспоминания ; читает С. Кирсанов. - М. : Логосвос, 2012. – 1 ф.к. (SD 4Gb)(06 ч. 59 мин.)
Переписка исключительна по соизмеримости духовной высоты обоих корреспондентов, ибо при всем различии их характеров и образа жизни это люди равной силы и редкой душевной близости.
С начала 1930-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей, много выступал в надежде принести общественную пользу. Начались репрессии, и поэт перестал писать, занимался переводами, духовным примером и собеседником поэта стал Шекспир. Переводы его трагедий не только были источником заработка, но давали поэту нравственную опору.
Шекспир, Уильям.
Гамлет, принц Датский [Шрифт Брайля] : трагедия в пяти актах / У. Шекспир ; пер. Б. Пастернака. - М. : Просвещение, 1982. - 2 кн.
В «Гамлете» отразился опыт работы Пастернака над переводом одноимённой трагедии Шекспира (1939). Пастернак неизменно утверждал, что перевод должен быть самостоятельным художественным произведением. Он говорил что, подобно оригиналу, перевод должен производить впечатление жизни, а не словесности.
Во время войны поэт был военным корреспондентом, написал патриотические стихи и поэму «Зарево».
После войны, уединившись в Переделкине, Борис Леонидович начал работу над «Доктором Живаго», историей Юрия Андреевича Живаго, врача и поэта, детство которого приходится на начало века и который становится свидетелем и участником Первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. Герой романа, Юрий Живаго, как и сам Пастернак, пишет пленительные стихи о смысле бытия и таинстве смерти, о любви и разлуке, о красоте мира и человеческой судьбе. Работа над романом заняла целое десятилетие.
Пастернак, Борис.
Доктор Живаго [Шрифт Брайля] / Б.Пастернак. - М. : МИПО РЕПРО, 2005. - 10 кн.
Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно искренний рассказ о нравственном опыте поколения, к которому принадлежал Б. Л. Пастернак, а также глубокие размышления об исторической судьбе страны.
В Советском Союзе роман был запрещен цензурой. Впервые книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, затем переведена на 18 языков. С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжении благородных традиций великой русской прозы». И тут началась грандиозная травля писателя, в которой помимо власти, участвовали и многие коллеги Пастернака. Он отказался от премии, чтобы остаться в России, в своем Переделкино, со своими стихами. В стихотворении «Нобелевская премия» он недоумевал:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет…
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей…
Травля привела к скоротечной тяжелой болезни, и Борис Леонидович на 71-м году 30 мая 1960 г. ушел из жизни. После похорон была сильная гроза - словно природа, над красотой которой он заставил плакать целый мир, прощалась с ним. Но время восстановило справедливость, спустя несколько лет начался «пастернаковский бум». Вся интеллигенция запоем читала поэта. В 1987 году Бориса Пастернака реабилитировали, роман «Доктор Живаго» был опубликован. Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, Нобелевский диплом и медаль передали старшему сыну поэта Евгению Пастернаку.
Имя Бориса Леонидовича Пастернака - неповторимого русского лирика - останется в истории литературы навсегда. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.