Декабрь

«Российский Вальтер Скотт…»: виртуальная тематическая полка к 195-летию со дня рождения Д. Л. Мордовцева.

 

«Господин Мордовцев есть в русской литературе некоторым образом, беззаконная комета среди расчисленных светил.  Он никогда не идёт в хвосте других, но и другим за ним идти мудрено»

Н. К. Михайловский

 

 

Многогранное творчество талантливого прозаика, публициста, историка Д. Л. Мордовцева снискало ему в разные периоды жизни нашей страны и широчайший успех, и долгое забвение, и, наконец, достойное возрождение. Писатель-демократ в широких читательских кругах имел славу «Вальтера Скотта отечественного Парнаса». Его первый биограф П. В. Быков писал: «А наш российский Вальтер Скотт нам еще дороже, потому что он любвеобильнее, мягче, жизненней английского, потому что в Мордовцеве гармонично сочетались родственные ему черты английского поэта, романиста и историка и богатая романтическая фантазия, высокий полет мысли, художественная простота и чарующая увлекательность…»

Родился Д. Л. Мордовцев 19 декабря 1830 года в слободе Даниловке Области Войска Донского в семье, принадлежавшей к старинному казачьему роду. Отец его Лука Андреевич, служивший управляющим у помещиков Ефремовых, рано умер, оставив дочь и четырех сыновей, младшему из которых шел только первый год. По воспоминаниям односельчан, отец будущего писателя «был хохол старого закала, начетник, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки». Наверно отсюда у мальчика ранняя тяга к грамоте, цепкая память, художественная одаренность, которая помогла ему в семь лет сочинить стихи на украинском языке, написав их старославянскими буквами. Его беззаботное детство рано оборвалось вместе со смертью матери. Несколько лет он вместе с братьями учился в четырехклассном окружном училище станицы Усть-Медведицкой, затем в Саратовской губернской гимназии, которую окончил в числе лучших. По окончании гимназии в 1850 году Д. Л. Мордовцев поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Но впечатленные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели посоветовали ему перевестись на историко-филологический. Мордовцев так и поступил. Учился он у профессора Григоровича, известного в то время слависта. Во время обучения Мордовцев перевел на украинский язык «Краледворскую рукопись» и отослал перевод столичному профессору И. И. Срезневскому, который одобрил эту работу. В 1851 году при поддержке Срезневского Мордовцев переводится на второй курс Петербургского университета. Под руководством своего наставника И. И. Срезневского Д. Л. Мордовцев пишет научную работу «О языке “Русской правды”», за которую получает золотую медаль. По завершении учебы в 1854 году Мордовцев возвращается в Саратов. В Саратове Д. Л. Мордовцев получил пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика и стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями, предоставленными ему новой должностью, Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который публикует на страницах «Губернских ведомостей». Первую известность в литературном мире приобрёл как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени» (1869). Критики встретили его прохладно, отмечая преобладание публицистичности над психологизмом. С конца 1870-х годов Мордовцев посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще такую плодовитость, что стал соперником признанных «королей» исторической беллетристики — графа Салиаса и Г. Данилевского. Им был создан ряд произведений, посвященных расколу Русской Церкви и старообрядчеству.

Мордовцев, Даниил.

   Сидение раскольников в Соколовках [Электронный ресурс] : повесть / Д. Мордовцев ; читает Г. Ивлиева. - М.: "Аудиокнига", 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(04 ч. 48 м.)

Историческая повесть из времени начала раскола на Руси переносит нас в царствование Алексея Михайловича. Основанная на богатом историческом материале, она рассказывает о жестоком противостоянии православных, за старые и новые порядки.

Писатель ярко обрисовал позитивные стороны русского старообрядчества, его высокие идеалы, присущий последователям «старой веры» религиозно-нравственный ригоризм. Мордовцев преодолел представления своего времени о невежестве допетровской эпохи, высветил лучшие стороны древнерусского общества, такие как стремление к религиозному идеалу, подвижничество, стойкость в вере, готовность к самопожертвованию. Данил Лукич создал особый литературный тип, самим писателем определенный как тип «идеалиста». Наиболее ярко этот тип проявился в образах боярыни Морозовой и протопопа Аввакума в романе «Великий раскол». Роман стал документальной основой для картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887). Из произведения Мордовцева живописец почерпнул пестроту и неоднозначность отношения москвичей к именитой раскольнице.

Мордовцев, Даниил.

   Великий раскол [Электронный ресурс] : роман / Д. Мордовцев ; читает Л. Литвинова. - М.: ИПТК"Логосвос", 2014. - 1 ф.к.(SD 2Gb)(22 ч. 33 мин.)

Роман посвящен тяжелым страницам отечественной истории, когда разворачивалась драма раскола православной церкви на старообрядцев и никонианцев. Фанатичная преданность истинному учению и искалеченные судьбы основных героев романа, решившихся "идти на вольную смерть зa идею", находят живой отклик в душе современного читателя.

Во второй половине 80-х гг. Мордовцев обратился к сюжетам из мировой истории, этому способствовали заграничные путешествия писателя - в Египет, Палестину, Армению, Испанию, Италию, во Францию, в страны Балканского полуостров.

Мордовцев, Даниил.

   Ирод [Электронный ресурс] : роман / Д. Мордовцев ; читает Е. Терновский. - М.: ИПТК"Логосвос", 2014. - 1 ф.к.(SD 2Gb)(08 ч. 47 мин.)

Ирод Великий - царь Иудеи с 40 года до н. э. Хотя он и носил царскую корону, но был подчинен Риму, силой оружия, которого и был возведен на престол. Мнительный, властолюбивый и жестокий, он уничтожал всех, в ком видел для себя опасность, не щадя близких и любимых людей, в том числе жену и двух сыновей. Узнав о рождении Господа Иисуса Христа и опасаясь его, Ирод убил 14 тысяч Вифлеемских младенцев, надеясь в их числе погубить и Богомладенца, но вскоре умер и сам - заживо съеденный червями.

"Литературного наследства Даниила Лукича Мордовцева хватило бы на известность и славу целой дюжины писателей", - отзывался об авторе популярнейших исторических романов XIX века русский публицист Н. К. Михайловский. Перу Мордовцева принадлежат десятки научных сочинений, наследующих лучшие традиции Н. М. Карамзина и Н. И. Костомарова, а также непревзойденные образцы художественной прозы. В одном из самых ярких своих произведений "Мамаево побоище" историк возвращает нас к событиям XIV века, воссоздавая неповторимую атмосферу того времени, когда русские земли в течение нескольких веков служили для Европы надежным щитом, заслонявшим ее от нашествий с Востока.

Мордовцев, Даниил.

   Мамаево побоище [Электронный ресурс]: повесть / Д. Мордовцев ; читает А. Котов. - М.: ООО "ИД СОЮЗ", 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(04 ч. 42 м.)

Писатель блестяще воссоздает черты той далекой эпохи и ее языковой колорит, за хрестоматийными именами и фигурами персонажей позволяя увидеть славное прошлое России.

Мордовцева интересовали в истории не цари и придворные, а народные массы. Он считал, что идеал исторического произведения состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастья его работали генералы, полководцы и законодатели».

Мордовцев, Даниил.

   Москва слезам не верит [Электронный ресурс] : повесть / Д. Мордовцев ; читает В. Самойлов. - М. : "АРДИС", 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-  ROM)(02 ч. 27 м.)

Повесть о трагических событиях конца XV столетия: падении мятежной Вятской вечевой республики в периоде собирания русских земель вокруг княжества Московского. Герои книги - реальные исторические персонажи - хлыновский воевода Иван Оникиев (Иоанн Аникиев Мышкин), итальянский архитектор Аристотель Фиораванти - создатель Успенского собора Московского Кремля, византийская царевна Софья Палеолог, её десятилетний сын - будущий великий князь Московский Василий III.

В начале 1900-х здоровье писателя ухудшилось, он переезжает в Кисловодск в надежде, что болезнь отступит. Курорт не помог. Даниил Лукич скончался 10 июня 1905 года.

Даниил Лукич Мордовцев оставил огромное литературное наследие, которое теперь стало достоянием русской культуры. Все его творчество согрето большой сыновней любовью к России, к ее богатейшей истории, к ее героическому талантливому народу, к русской культуре. Сегодняшний читатель, обратившийся к произведениям Мордовцева, почерпнет много поучительного для себя, ибо написаны они ученым, прекрасным знатоком русского слова, человеком большой души, целиком отданной людям, служению благородным идеалам человечества.

Создание сайта Ру-Медиа

Настройки отображения

A A A A A