«Чтение без барьеров»: виртуальная тематическая полка ко Всемирному дню информации.
«Я через тьму не перепрыгнул.
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно»
Виктор Черкасов
26 ноября 1994 года ЮНЕСКО зарегистрировал официальную дату нового праздника – Всемирного дня информации. Наверное, немного с опозданием мир оценил преимущества информационной осведомленности, ведь еще в начале 1800-х (точнее, 18 июня 1815 года) на глазах игроков финансовой биржи Натан Ротшильд заработал целое состояние только потому, что получил полезную новость раньше других. Тогда известный банкир и произнес знаменитую фразу: «Кто владеет информацией – тот владеет миром!». Но только спустя почти 150 лет, в 1992 году, состоялся первый Международный форум информатизации, или сокращенно МФИ-92 – пилотное мероприятие мирового масштаба, на котором обсуждались вопросы информационного прогресса. Но что информация означает для нас сегодня?
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций. Изобретение письменности привело к первой информационной революции. Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания. Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена открытиями в области использования электричества, благодаря которым появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать на любое расстояние информацию в любом объеме. Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) произошла в связи с изобретением микропроцессора и, соответственно, появлением персонального компьютера. Благодаря всем этим революциям современный человек может читать книги, работать на компьютере, использовать неисчерпаемые богатства сети Интернет и т. д. Но использование подавляющего большинства всех этих возможностей основано на визуальном интерфейсе, вследствие чего долгое время они были недоступны людям с глубокими нарушениями зрения, и это существенно ограничивало возможности их социальной интеграции.
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям[Шрифт Брайля] : текст печатается по файлу, взятому с сайта Государственной Думы РФ. - М. : ООО "ИПТК "Логосвос", 2016. - 1 кн.
Договор разрешает уполномоченным организациям без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения воспроизводить в некоммерческих целях произведения в специальных форматах (шрифт Брайля, "Говорящие" книги) для слепых и иных лиц, которые в силу физических недостатков не могут читать печатный текст (например, неспособны держать книгу или не могут двигать глазами, фокусировать взгляд). При этом указанным лицам книги, созданные в специальных форматах, должны предоставляться бесплатно.
В истории развития тифлоинформационных средств можно выделить три важнейших события - три тифлоинформационные революции, вызванные к жизни потребностями меняющегося мира.
Изобретение Брайлем в 1829 г. рельефно-точечной системы письма дало слепым людям "свою" письменность, и это событие можно назвать первой тифлоинформационной революцией.
Бирючков, Марат. Автор великого шеститочия Луи Брайль [Укрупнённый шрифт]: биобиблиогр. указ. / М. В. Бирючков ; Рос. гос. б-ка для слепых. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2002. - 363 c. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
Собран материал о человеке, создавшем алфавит, который сделал реальной вековую мечту незрячих людей о грамотности.
Однако репродуцировать рельефно-точечным шрифтом Брайля сколько-нибудь значительную часть плоскопечатной литературы невозможно. Издание книги, напечатанной по Брайлю, очень дорогостоящий и трудоемкий процесс. Плотность информации в таких книгах очень невысока, т.е. для их хранения необходимо огромное пространство. В домашних условиях собрать библиотечку брайлевских книг невозможно. И книгопечатание для слепых приобрело еще одну, существующую параллельно рельефно-точечной системе, форму, был использован другой "обходной путь" - опора на слуховой сохранный анализатор. Частично проблему нехватки литературы в доступной незрячему форме решила "говорящая книга" Издать "говорящую книгу" дешевле и проще по сравнению с изданием брайлевской книги. Кроме того, она значительно компактнее. И это вторая информационная революция.
Ступина, Нина. Голоса книг [Укрупнённый шрифт] / Н. Ступина, А. Лапшин. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2004. – 201 c. ; 21 см. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
В книге рассказывается о людях, без которых не было бы столь любимых незрячими "говорящих" книг. В ней делятся своими суждениями и впечатлениями, говорят о своих пристрастиях и размышляют об искусстве начитывания текста.
В 70-е годы XX века на помощь незрячим пришел компьютер, и это, можно считать третьей тифлоинформационной революцией. Персональный компьютер, оснащенный программой невизуального доступа к информации, синтезатором речи и брайлевским дисплеем, сочетает в себе преимущества "говорящей" и брайлевской книги. Плотность хранения информации в электронном виде неизмеримо выше, чем в любом другом, и, кроме того, не требуется никакой предварительной обработки текстовой информации перед тем, как ее будет использовать незрячий.
Основные принципы обмена информацией с использованием глобальной сети Интернет [Укрупнённый шрифт] : методическое пособие для инвалидов по зрению / сост. К. А. Лапшин, Е. Е. Арнапольский ; Всерос. о-во слепых ; Ин-т проф. реабилитации и подгот. персонала ВОС "Реакомп". - М., 2012. – 88 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих) (Информационные технологии для инвалидов по зрению).
В пособии рассматриваются вопросы освоения навыков работы в операционной системе Windows и основных элементов интерфейса системы с использованием программ экранного доступа. Предназначено для инвалидов по зрению - слушателей основного и ознакомительного курсов информационных технологий, а также для преподавателей компьютерных центров, классов и точек для инвалидов по зрению. Также это пособие может быть использовано как самоучитель при условии его изучения вместе с учебными материалами, предложенными в списке рекомендуемой литературы.
Программы невизуального доступа к информации (Screen Reader) - это специальные программы, позволяющие слепым людям работать на персональном компьютере. Эти программы по своему функционалу похожи на "зрячего ассистента", который отыскивает на экране компьютера текстовую информацию и либо прочитывает ее вслух, либо отображает на брайлевском дисплее. Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является Jaws for Windows. Ее используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых.
Шмидт, Владимир. Работа в Windows с помощью Iaws [Электронный ресурс] : учебное пособие для начинающих незрячих пользователей / В. Шмидт. - Омск : [б.и.], 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(01 ч. 20 м.)
Первоначально JAWS выпустил в 1989 году Тед Хентер - бывший мотоциклист, потерявший зрение в 1978 году в результате дорожно-транспортного происшествия. Её разработчики идут в ногу со временем, регулярно выпуская новые версии этого продукта, отвечающие новым требованиям и содержащие всё новые улучшения и усовершенствования.
Всемирный день информации – это не только праздник, но и возможность задуматься о том, какие ресурсы и усилия необходимы для обеспечения свободного доступа к получаемым данным, как можно использовать их для прогресса и развития всего мирового общества.