«Плодотворность противоречий»: виртуальная тематическая полка к 130-летию со дня рождения Ю.Н. Тынянова
«Там, где кончается документ, там я начинаю…»
Ю.Н. Тынянов
Юрий Николаевич Тынянов - один из самых талантливых русских филологов и писателей XX века, проложивший свой собственный путь в науке и художественной литературе. Как теоретик и историк литературы он стремился разобраться в закономерностях литературной эволюции, отмечал в литературном процессе не только преемственность, но и отталкивание: доказывал, что "всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов". Это был, как иногда его называют, Эйнштейн в литературоведении.
Писатель появился на свет в городке Режица Витебской губернии в семье состоятельного врача Насона Ароновича. Фамилия литератора происходит от названия местечка Тыняны. «Город был небольшой, холмистый, очень разный. На холме – развалины ливонского замка, внизу – еврейские переулки, а за речкой – раскольничий скит. До войны город был Витебской губернии, теперь – латвийский. Староверы были похожи на суриковских стрельцов. Женщины ходили в ярких шубах, от которых снег горел», – вспоминал он о городе своего детства.
В 1904 году семья Тыняновых переехала в Псков, и Юра поступил в гимназию, в которой учились многие будущие знаменитости: поэт Антонин Ладинский, математик Владимир Брадис, писатель Вениамин Каверин.
Окончив гимназию с серебряной медалью, юноша стал студентом филологического отделения Петроградского университета. Дипломная работа Юрия была посвящена теме дружбы Пушкина с Кюхельбекером. Изучение биографий знаменитых людей так увлекло выпускника, что вскоре он начал заниматься этим профессионально. Известный литературовед и педагог Семен Венгеров уговорил талантливого воспитанника остаться в стенах альма-матер в качестве преподавателя. Уже через два года после окончания университета Тынянов занял место в профессуре Института истории искусств. Однажды К. Чуковский, услышав лекцию Тынянова о Кюхельбекере, попросил его создать небольшую книгу о декабризме. Так появился на свет известный роман Тынянова «Кюхля». Он положил начало документальной прозе писателя.
Тынянов, Юрий.
Кюхля [Электронный ресурс] / Ю. Тынянов ; читает С. Кокорин. - М. : ООО Библиофоника, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM)(13 ч. 18 мин.)
Литературно-биографическая повесть о Кюхельбекере, которому в лицее было дано прозвище Кюхля. Автор показывает, что привело этого нескладного юношу к декабристам, как формировался его характер, как повлияло его окружение. Кюхельбеккер относился к тем декабристам, которые начинали с основ борьбы с тиранией.
В творчестве Тынянова тесно переплелись научное исследование и художественный вымысел. Будучи активным участником научного объединения ОПОЯЗ, критик много работал над теоретическими основами литературоведения и семиотикой. Он также переводил стихи и поэмы Г. Гейне, создал сценарии для фильмов «Шинель» и «Союз великого дела».
По воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актёрской пародии. Ираклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения. Он писал о Юрии Николаевиче: «Он был невелик ростом. Пропорционален. Изящен. Пластичен. Слушая вас, подавался слегка вперед с полуулыбкой очаровательной и совершенно естественной, хотя в этом легком повороте головы, чуть склонясь и чуть-чуть повернув к собеседнику ухо, было что-то от галантных портретов восемнадцатого столетия. Когда же к нему обращались старшие или дамы, Юрий Николаевич становился сверхувлекательным. Говорил любезно, с улыбкой, «упадая» на ударное слово и слог, отчеканивал».
Следующий роман Тынянова — «Смерть Вазир-Мухтара», посвящённый последнему году жизни А. С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой. В романе о Грибоедове очень тонко вскрыты интриги английской дипломатии, направленные против русского влияния в Персии. Изображен последний год жизни создателя «Горя от ума», его трагическая гибель в Персии, куда он был назначен послом. Горький писал Тынянову о Грибоедове в романе: «…вы показали его так убедительно, что, должно быть, он таковым и был. А если не был — теперь будет».
Тынянов, Юрий.
Смерть Вазир-Мухтара [Электронный ресурс] / Ю. Тынянов ; читает В. Герасимов. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2008. - 1 ф.к.(SD 2Gb)(17 ч. 35 мин.)
В романе описаны события последнего года жизни А. С. Грибоедова. Автор создал художественный образ выдающегося человека 30-х гг. XIX в., целью жизни которого было служение Отечеству, а не власть предержащим.
Сочиняя малую прозу, писатель чаще всего использовал выдуманных героев. Например, персонаж подпоручика Киже появился в повести благодаря одному историческому анекдоту. История из недолгого царствования Павла I о возникшей по недоразумению и описке человеческой фигуре, которой каприз взбалмошного императора придал эфемерное существование, была разительно характерной, ярко выявлявшей суть абсолютной власти и магическую силу официального документа в России той поры. «Подпоручик Киже» был экранизирован. С. Прокофьев написал музыку к фильму, а когда фильм сошел с экрана, великий композитор переделал свою музыку в сюиту. Впоследствии на основании сюиты был создан балет, который с успехом шел в Большом театре.
В начале 30-х гг. Тынянов задумал еще один исторический роман — на этот раз о Пушкине, исследованию жизни и творчества которого он посвятил много времени. Это произведение должно было стать заключительной частью трилогии о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине. В связи с работой над романом «Пушкин» Тынянов в 1935 году приезжал в Пушкинский заповедник. Ещё раньше в 1924 он с группой писателей побывал в Михайловском. В архиве писателя сохранилась запись, относящаяся к роману "Пушкин": "Эта книга - не биография. Читатель напрасно стал бы искать в ней точной передачи фактов, точной хронологии, пересказа научной литературы. Это - не дело романиста, а обязанность пушкиноведов. Отгадка часто заменяет в романе хронику происшествий - с той свободой, которую издавна, по старинному праву, пользуются романисты. Научная биография этим романом не подменяется и не отменяется. Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом, которая всегда является целью исторического романиста".
Тынянов, Юрий.
Пушкин : роман / Ю. Тынянов. - М. : МИПО РЕПРО, 2020. - 10 кн.
Писатель взял за основу романа пушкинский план автобиографии «Программа записок». Ему удалось расшифровать многие загадки, начатые и брошенные фразы, фамилии. Опираясь на ничтожные данные, он угадал главное и построил на нем свое живое увлекательное повествование об Александре Пушкине.
Финал жизни Тынянова печален. Война, эвакуация, скитания по городам и госпиталям, прогрессирующая физическая немощь. И пересиливание немощи работой. Заключительные главы первого тома «Пушкина» автор не писал — диктовал. Он умер в декабре 1943 года в Москве, в Кремлевской больнице.
Его хоронят на Ваганьковском. Происходит какая-то путаница, ошибка в объявлении, и на прощание с великим человеком никто не приходит. Илья Эренбуг пишет: «Я был на его похоронах… Тынянов был не ко двору и не ко времени. Газеты даже не сообщили о его смерти. Гроб стоял в маленькой комнате на Тверском бульваре, и веночки были из бумажных цветов – попроще, поскромнее. Я стоял у гроба и думал: мы хороним одного из самых умных писателей наших двадцатых годов».
Творчество Тынянова оставило глубокий след в истории отечественной и мировой гуманитарной мысли и заложили основы для значительных изменений в филологической методологии и терминологии ХХ века. Талант Тынянова, его уникальная личность излучают импульсы, доходящие и до нашего века. Способны ли мы, готовы ли мы на них откликнуться?