«Драматург на все времена»: виртуальная тематическая полка к 460-летию со дня рождения У. Шекспира
«Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам».
Бен Джонсон, английский драматург
23 апреля исполняется 460 лет со дня рождения великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира. Споры о его личности не утихают вот уже пятое столетие, а его пьесы пятое столетие не сходят с мировой сцены.
Балашова, Виктория.
Шекспир [Электронный ресурс] / В. Балашова ; читает М. Росляков. - М. : ИПТК"Логосвос", 2016. - 1 ф.к.(SD 4Gb)(12 ч. 36 мин.)
Автор знакомит читателей с жизненными периодами драматурга, страницами его творческого наследия.
Уильям Шекспир родился в небольшом английском городке Стратфорд-на-Эйвоне. Он был третьим ребенком в семье, у него были две старшие сестры и три младших брата. Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В 1587 года Уильям перебрался в Лондон. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно. Примерно в 1593 году вступил в театральную труппу. Вместе с труппой он давал спектакли в общедоступном театре, предназначенном для широкой публики, включая беднейшие слои народа, участвовал в гастрольных поездках по провинции, а так же выступал при дворе. Источником средств существования Шекспира были его актерская работа и доходы с его пая в труппе, т. к. писание пьес оплачивалось крайне низко. Драматургическая деятельность Шекспир начал около 1590 года, подновляя старые пьесы и создавая новые для репертуара своей труппы. Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре.
Аникст, Александр.
Первые издания Шекспира [Текст] / А. Аникст. - М. : Книга, 1974. – 158 с.
История шекспировских текстов — одна из важнейших страниц в истории книги. В России она не освещалась. Материал, собранный автором, подытоживает достижения современного шекспироведения в изучении текстов произведений великого драматурга. Он будет интересен для многочисленных любителей книги.
В 1599 году Шекспир стал одним из владельцев, драматургом и актером открывшегося театра "Глобус". В 1603 году король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство — она стала называться "Слуги его величества короля", и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. В 1608 году Шекспир стал пайщиком прибыльного лондонского театра "Блэкфрайерз". С появлением знаменитого "Гамлета" (1600-1601) начался период великих трагедий драматурга.
Шекспир, Уильям.
Гамлет [Электронный ресурс] : радиоспектакль / У. Шекспир. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM)(14 ч. 50 мин.)
Знаменитая трагедия Шекспира основана на истории средневекового скандинавского героя Амлоди, по всей видимости, почёрпнутой автором из летописи Саксона Грамматика «Деяния данов» XIII века. Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гамлет становится одержим местью, но вынужден таиться и прикидываться безумцем до тех пор, пока не настанет подходящий момент...
Шекспир, Уильям.
Отелло. Венецианский купец [Электронный ресурс] / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернак, Т. Щепкина-Куперник ; читает А. Кравцов. - М. : Библиофоника, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM)(07 час.01 мин.)
«Отелло» принадлежит к числу четырех великих трагедий Шекспира, знаменующих вершину его драматического творчества. Написанный в жанре семейной трагедии, популярном в елизаветинской Англии, «Отелло» был поставлен при дворе и имел огромный успех. Комедия «Венецианский купец» была написана Шекспиром для своей труппы, желавшей поставить пьесу, которая могла бы соперничать с популярным в те времена «Мальтийским евреем» Марло.
Шекспир, Уильям.
Ромео и Джульетта [Электронный ресурс] : аудиоспектакль / У. Шекспир ; читают А. Баталов, А. Джигарханян, Е. Герасимов. - М. : Союз, 2002. - 2 электрон. опт. диска (CD ROM)(01 ч. 54 мин. 07 сек.)
Аудиокнига издана при поддержке Гостелерадиофонда РФ, на основе радиоспектакля в постановке А. Баталова. Оригинальная версия была создана в 1985 году. Данная аудиокнига содержит полностью восстановленную усилиями издателей запись известной постановки мастера. Книга любопытна уникальным подбором актерского состава.
Шекспир был не только великим драматургом, но и прекрасным поэтом. Он создал великолепные поэтические шедевры – сонеты, в которых душа лирического героя страдает, тоскует, ожидает, ревнует, радуется, но главное – любит! СОНЕТ в переводе с итальянского языка означает «звучать, звенеть». Тайна сонетов Шекспира заключается в их необыкновенной наполненности человеческими чувствами. В этих 14 строчках перед нами предстает всего одна душа, переживающая радость и горе, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и измену. Именно 14 строк делают сонет «звонкой песней птицы». Будь он короче, песня не получилась бы, будь длиннее- птица не поднялась бы в воздух. Каждая строчка сонета уносит нас в мир грез, мечтаний, любви, огорчений, надежд, разочарований.
Сонеты Шекспира в переводах С. Я. Маршака - явление в русской литературе исключительное. Кажется, со времен Жуковского не было или почти не было другого стихотворного перевода, который в сознании читателей встал бы так прочно рядом с произведениями оригинальной русской поэзии. Их много хвалили, но - как это ни странно - их мало изучали. А изучение их на редкость интересно.
Шекспир, Уильям.
Сонеты Шекспира в переводах С. Маршака [Укрупнённый шрифт] / В. Шекспир. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 1999. - 197с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
Бессмертные творения - сонеты У. Шекспира в настоящем издании представлены в переводе С. Маршака. Перевод этого автора наиболее близок к оригиналу и сохраняют музыкальность и неповторимость…
Интересным фактом является оценка произведений Уильяма Шекспира критиками. Так Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем по сравнению с Ибсеном. Лев Толстой неоднократно выражал сомнение в драматургическом таланте Шекспира. И всё-таки талант и гениальность великого классика – неоспоримый факт. Как говорил известный поэт Т. С. Элиот: «Пьесы Шекспира всегда будут современными».