«Я придерживаюсь в жизни очень простых правил: быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах»
Вениамин Каверин
Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. В 1912 году Вениамин был зачислен в подготовительный класс Псковской губернской гимназии, где он проучился 6 лет. «Мне не давалась арифметика. В первый класс я поступал дважды: провалился из-за арифметики. На третий раз хорошо сдал экзамены в приготовительный класс. Был рад. Вышел в форме на балкон: показать городу, что я гимназист», – вспоминал В. А. Каверин в своей автобиографической трилогии о детстве и юности «Освященные окна».
Каверин, Вениамин.Освещенные окна [Шрифт Брайля]: повесть / В. Каверин. - М. : Просвещение, 1980. - 4 кн.
Эта книга – своеобразный калейдоскоп воспоминаний автора о его детских и юношеских годах. Основное место действия – город Псков – место, где родился и вырос писатель. Детские впечатления о жизни в царской России сменяются впечатлениями о революционных событиях и годах Гражданской войны.
В 1919 году Вениамин приехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Увлекался сочинением стихов, посещал семинар Вячеслава Иванова. В 1920 году по совету Юрия Тынянова (мужа сестры) переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь в институте иностранных языков на арабском отделении. Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья». В начале 1930-х годов Каверин увлекся написанием пьес, которые были поставлены известными режиссерами и имели успех. Всеволод Мейерхольд неоднократно предлагал ему сотрудничество. В Великую Отечественную войну Каверин был военным корреспондентом ТАСС и газеты «Известия» на Северном флоте. Опыт военных лет отражен и в книге «Два капитана» (1944), за которую в 1946 году автор получил Государственную премию. Роман вошел в золотой фонд литературы для детей и юношества и стал самым известным произведением Каверина.
Каверин, Вениамин.Два капитана [Электронный ресурс] : радиоспектакль / В. Каверин ; читает автор. - М. : Гостелерадиофонд, 1955. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(01 ч. 43 мин.) (Архив Гостелерадиофонд).
Каверин начал работу над самым своим знаменитым романом «Два капитана» еще в 30-е годы. Ставшая знаменитая фраза из романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться» повторяет девиз отважного полярного исследователя Антарктиды Роберта Скотта. В жизнь многих поколений русских подростков эти слова ввел именно Вениамин Каверин. Мы полюбили эти слова, полюбили роман «Два капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных. Первые читатели воспринимали Саню Григорьева как реально существующего живого человека, а бойцы Великой Отечественной войны писали ему письма, спрашивали совета.
После войны писатель жил в Москве. Тематика его произведений во второй половине 50–60-х годов концентрируется вокруг проблемы «наука и нравственность». Роман «Открытая книга» связан с драматической судьбой биологической науки в советское время.
Каверин, Вениамин.Открытая книга [Электронный ресурс] : роман / В. Каверин ; читает Н. Винокурова. - М. : ИПТК"Логосвос", 2014. - 1 ф.к.(SD 2Gb)(29 ч. 12 мин.)
Роман «Открытая книга», вышедший в 1956 году, рассказывает о молодом ученом, микробиологе Татьяне Власенковой. Читатель прослеживает трудный путь героини, который она с мужеством преодолевает ради научного открытия, очень важного для развития медицины.
Вениамин Александрович Каверин, один из признанных мастеров русской литературы XX века, обращался в своем творчестве к самым различным жанрам. Но в каком бы жанре он ни работал, его произведения привлекают глубиной мысли, остротой поставленных в них проблем, мастерством сюжетостроения, оригинальностью стиля, языковой отточенностью.
Каверин, Вениамин.Сказочные повести [Шрифт Брайля] / В. Каверин. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2010. - 2 кн.
Сказки, написанные в течение сорока лет, В. Каверин объединяет, создавая оригинальный сказочный мир, в котором происходят удивительные события, «живущие по законам “сказочной реальности”.
Читателя всегда интересует личность писателя: что он любил, что ненавидел, какие взаимоотношения связывали его с собратьями по перу. Во времена сталинского террора важнейшую часть жизни Каверина составляли хлопоты за родных и друзей. Трижды арестовывали его старшего брата Льва Зильбера — крупного ученого-микробиолога. Каверин предпринимал все новые и новые попытки, чтобы спасти его. Когда началась травля М. Зощенко, он не отрекся от старого друга, так, как и раньше не отрекся от Николая Заболоцкого, помогал семьям арестованных. Каверин участвовал в «реабилитации» исторической прозы Юрия Тынянова и драматургии Михаила Булгакова, выступал в защиту Александра Солженицына, принимал участие в судьбах многих молодых писателей. Драматург Евгений Щварц писал о своем друге: «Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина». Несмотря на то, что писатель неоднократно вступался за своих коллег, он не был диссидентом. Свое отношение к советской власти он откровенно выразил в произведении «Эпилог», которое долгое время хранилось у него в столе.
Каверин, Вениамин.Эпилог [Электронный ресурс] / В. Каверин ; читает Е. Терновский. - М. : ИПТК"Логосвос", 2014. - 1 ф.к.(SD 2Gb)(27 ч. 27 мин.)
В этой книге мемуаров автор раскритиковал прогнувшихся под систему писателей: Валентина Катаева, Алексея Толстого, Константина Симонова. Публиковать «Эпилог» в СССР было смерти подобно, а издавать книгу за рубежом автор не хотел. Каверин передал мемуары писателю Войновичу, который тогда находился в изгнании. На родине произведение вышло перед самым распадом Союза – в 1989 году. Создателю довелось увидеть сигнальный экземпляр своего творения.
Прямо или косвенно личность писателя всегда проявляется в его произведениях. Благородство и интеллигентность Каверина-человека реализовывались в нравственных позициях героев его книг, что заставляет еще и еще раз возвращаться к его произведениям, в которых автор всегда оставляет своему читателю надежду на то, что в мире будут торжествовать справедливость, доброта и человечность.