Февраль

«Гроссмейстер литературы»:  виртуальная тематическая полка к 140-летию со дня рождения Е. И. Замятина

 

«В литературу Замятин вошел  сильно и уверенно — как ледокол, ломая перед собой лед».

В. Шкловский

 

В 2024 году исполняется 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина  – русского и советского  писателя, публициста и литературного  критика, киносценариста,  морского инженера, педагога, творившего на стыке 19 и 20 веков.

Евгений Замятин родился 1 февраля 1884 года. Его отцом был православный священник, а мать занималась музыкой. Детские годы он провел в Лебедяни, провинциальном городке Тамбовской губернии. Отучился в лебедянской, а затем воронежской гимназии. Сам писатель отмечал, что с математикой его отношения не складывались. Тем удивительнее, что Замятин поступил на кораблестроительный факультет Политехнического института Санкт-Петербурга, где как раз требовались знания по техническим наукам. По его словам, он сделал такой выбор наперекор судьбе.

Видимо, также наперекор судьбе прилежный студент и сын священника вступил во фракцию большевиков. Замятин состоял в боевой дружине, часто выходил на митинги. В 1905 году его арестовали за революционную деятельность. Молодого бунтовщика выслали домой, в Лебедянь, с запретом на жизнь в Петербурге. Но он все равно вернулся, поселился в столице нелегально и даже умудрился окончить институт в 1908 году, не привлекая внимания властей.  Замятин остался на кораблестроительном факультете, где писал научные статьи и преподавал, все еще находясь на нелегальном положении. Только в 1911 году его вновь арестовали и выслали в Лахту, на берег Финского залива. Проблемы со здоровьем, появившиеся во время ссылки, будут преследовать его всю жизнь — из-за хронического колита и стенокардии писателя мучили боли. Два года Замятин провел почти в полном одиночестве и написал текст, который стал его пропуском в литературу, повесть «Уездное». В 1912 году петербургский журнал «Заветы» опубликовал повесть. В сюжете многие рассмотрели желчную политическую сатиру на всю Россию. К Замятину пришла слава, его сравнивали с Достоевским. Молодого писателя хвалили Михаил Пришвин, Максим Горький и Алексей Ремизов.

Замятин, Евгений.

   Избранное [Укрупнённый шрифт] : в 2 кн. / Е. Замятин. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2009. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Все произведения сборника объединяла тема провинциальной жизни и особенный замятинский стиль. Писатель старательно выискивал диалектные слова и придумывал собственные, играл с анекдотами и частушками.

К 1916 году на счету Замятина уже была пара арестов и ссылок. Однако он был одним из главных экспертов по кораблестроению в России на тот момент. Поэтому его отправили в Англию с ответственным поручением — писатель должен был наблюдать за строительством ледокола «Святой Александр Невский». Командировка длилась полтора года. За это время он в совершенстве выучил английский, перенял британскую манеру одеваться и вести себя. Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917 года. Он сожалел, что не застал Февральскую революцию и увидел только Октябрьскую. Из Англии писатель вернулся с изысканным гардеробом и обновленным литературным стилем. Он отложил в сторону сказовую интонацию «Уездного» и придумал новую. Историк русской литературы Дмитрий Святополк-Мирский так описывал его технику письма: «Замятин отрывается от русской провинциальной почвы и ремизовского словаря и постепенно развивает собственную манеру, основанную на подчеркивании, при помощи сложной системы метафор и сравнений, выразительной ценности и многозначительной детали».

Замятин, Евгений.

   Рассказы [Звукозапись] / Е. И. Замятин ; читает Р. Киселев. - СПб. : СПбГБСС, 1999. – 4 мфк. (04 ч. 00 мин. 00 сек.)

В книге собраны произведения, написанные автором в разные годы его творческой жизни, что позволяет проследить его литературный путь от первых шагов до зрелости.

Уже признанный и состоявшийся писатель, Замятин открыл в петроградском «Доме искусств» класс художественной прозы. Его студентами были будущие звезды советской литературы Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Константин Федин и другие.  На своих лекциях он разбирал жанр малой прозы именно с позиции писателя — он не давал советов, но помогал понять, как устроены литературные произведения изнутри. Говорил о принципах построения сюжета и фабулы, выработке стиля и языка, роли детали и характера в короткой прозе. Фактически Замятин создал первый в СССР и России курс писательского мастерства.

Журналист Константин Федин называл его «гроссмейстером литературы» и упрекал в том, что «инженерия его вещей просвечивалась сквозь замысел». Ему вторил Борис Пильняк, считавший Замятина «почти совсем инженером и почти совсем не писателем». Для русской литературы, всегда ценившей глубокий психологизм, стихийный порыв и душевность, это было своего рода ересью. А Замятину нравилось быть еретиком и экспериментатором, который ставит под сомнение сложившийся канон. В полной мере это заметно в рассказах и сказках, которые он писал после революции.

Замятин, Евгений.

   Сказки [Электронный ресурс] / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2018. - 1 ф.к.(SD 4Gb)(02 ч. 36 мин.)

В своей дореволюционной прозе Замятин в свойственной ему едкой манере описывает различные элементы провинциального быта, раскрывая и высмеивая его многочисленные минусы: пьянство, необразованность и даже просто глупость, самоуправство и прочее".

Писатель и критик Юрий Тынянов считал, что «стиль Замятина толкнул его на фантастику». Обыденную вещь или образ он мог написать так, что они были готовы «куда-то сдвинуться, подняться в какое-то четвертое измерение. В 1920 году мало кто осознал, что родился новый жанр — антиутопия.

Замятин, Евгений.

   Мы [Электронный ресурс] : роман / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2018. - 1 ф.к.(SD 4Gb)(07 ч. 26 мин.)

«Мы» - это роман-предупреждение, это вариант возможного будущего, где счастье человека будет выведено математическим путем. «Мы» - это никакой свободы, упразднена вообще человеческая индивидуальность, никакого права на самостоятельное мышление. «Мы» - это когда Единое Государство имеет полное права провести на своих гражданах операцию по удалению фантазии. Наконец, «Мы» - это даже когда сам Благодетель является рабом Единого Государства.

Замятин честно пытался опубликовать роман на родине. Книгу не хотели печатать, поскольку видели в ней сатиру на СССР. Хотя автор прямо говорил, что высмеивал в книге увлечение техническим прогрессом, а не коммунизм. В 1924 году «Мы» без согласия автора перевели на английский и издали в Нью-Йорке. Через три года вышло издание на чешском. Замятина и его книгу начали критиковать в советской прессе, но не слишком активно. Катастрофа случилась только в 1929 году, когда вместе с ним под удар попал Борис Пильняк. Его повесть «Красное дерево» тоже опубликовали за границей. Тогда критика обоих писателей переросла в настоящую травлю.

К 1931 году Замятина выдавили из литературного процесса. Его рассказы и повести не публиковали, а пьесы снимали со сцены. В отчаянии он написал лично Сталину и попросил разрешить ему выезд за границу. Автор обещал, что в эмиграции не станет участвовать в политике. Сталин разрешил отъезд благодаря вмешательству Горького. Замятин стал последним, кому досталась эта милость. Когда позже Булгаков и сам Горький обратились к Сталину с такой же просьбой, их не отпустили. С 1932 года Замятин жил в Париже. При этом формально он не был эмигрантом, ему регулярно продлевали советский паспорт и с радостью принимали в посольстве СССР.

Французский период в жизни Замятина часто называют кризисным. Уже после «Мы» писатель немного охладел к прозе и занялся драматургией.  С особым успехом во МХАТе шла его пьеса «Блоха», написанная по мотивам «Левши» Лескова.

Замятин, Евгений.

   Блоха [Электронный ресурс] : игра в четырёх действиях : пьеса / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2018. - 1 ф.к. (SD 4Gb)(02 ч. 03 мин.)

Тематическим материалом для построения пьесы послужил бродячий народный сказ о туляках и блохе — и прекрасный рассказ Н. С. Лескова «Левша», представляющий собой литературную обработку этого народного сказа.

Замятин продолжал трудиться над романом «Бич Божий», наработки для которого легли в основу трагедии «Атилла». Первые наброски он сделал еще в СССР в 1924–1925 годах. В сумме Замятин отдал этой книге 12 лет жизни. По оценкам исследователей, роман должен был стать вершиной его творчества. Он успел закончить только первую часть, которая рассказывала о детстве Атиллы.

Замятин, Евгений.

   Бич божий [Электронный ресурс] : повести / Е. Замятин ; читает В. Герасимов. - М. : ИПТК "Логосвос", 2012. - 1 ф.к. (SD 4Gb)(14 ч. 15 мин.)

Будущий вождь гуннов растет без матери, умершей во время родов. Атиллу воспитывает суровый отец, который отправляет мальчика в Рим. Вместе с представителями других народов, подвластных империи, он становится гостем императора Гонория. Его обучают лучшие учителя, он ест вкуснейшую еду и видит все великолепие Рима. Но каменный город кажется ему тюрьмой, а внешняя роскошь только подчеркивает духовную немощь римлян. Атилле удается сбежать из этой золотой клетки. Он возвращается на родину повзрослевшим и готовым завоевать Рим.

Писатель умер от сердечного приступа в Париже 10 марта 1937 года. На похоронах присутствовал Владимир Набоков, который в письме жене Вере жаловался, что «очень мало было народу».

Судьба Замятина – драма, его произведения – вершина русской культуры, после полувекового запрета и забвения его произведения снова стали печатать на Родине.

Создание сайта Ру-Медиа

Настройки отображения

A A A A A